14 октября, на праздник Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, в нашем храме были совершены две  Божественные литургии.

Праздник этот установлен Русской Православной церковью в честь чудесного явления Матери Божией во Влахернской церкви Константинополя (X век) Пусть этот дождливый осенний день Покрова Пресвятой Богородицы принесет в каждый дом тепло, уют, любовь, мир и согласие. Пресвятая Богородице, помогай нам! Покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором!

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы — необычный. Он не входит в число двенадцати самых великих православных торжеств, то есть не является двунадесятым. Его не празднуют католики, не знают и многие Православные Поместные Церкви. День Покрова был установлен на Руси, причём по указу князя. Но это не помешало празднику стать одним из самых любимых и значимых дней годового круга.

Как сообщают летописи, в тысяча сто шестьдесят четвёртом году владимирский князь Андрей Боголюбский отправился в поход на волжских булгар. Те совершали набеги на земли Суздаля, Мурома и Владимира, и держали в страхе всю Северо-Восточную Русь. Враг был силён, поэтому князь собрал под свои знамёна ратников из соседних русских земель. С собой в поход Андрей взял две чудотворные иконы: Всемилостивого Спаса и Владимирский образ Богородицы. Два священника несли перед дружиной Крест.

Неожиданно для самих русичей, дружина одержала быструю и лёгкую победу. Булгары были разгромлены, вражеские города стали платить дань владимирскому князю. Но главное — жертв среди русского войска было очень мало. Князь Андрей был уверен, что произошло самое настоящее чудо.

По возвращении домой Боголюбский установил два новых церковно-государственных праздника. Первый посвящался Всемилостивому Спасу, Пресвятой Богородице и Животворящему Кресту Господню. Его отмечали в день победы над булгарами, четырнадцатого августа по новому стилю. Второй — в честь Покрова Пресвятой Богородицы, приурочили к четырнадцатому октября по новому стилю.

В эти дни вспоминали, как Христос и Богородица явили своё покровительство русским полкам, взяли их под защиту. В честь новых праздников по распоряжению князя возвели два белокаменных храма. Спасский — во Владимире и Покровский — у излучины реки Нерль.

Историю о чуде Покрова Боголюбский помнил с детства из любимой книги — жития константинопольского блаженного Андрея. Владимирский князь был крещён в честь этого святого.

По преданию, в начале десятого века Константинополь осадили враги. Одни источники считают, что это были сарацины, в других говорится о дружине и кораблях русичей. Городу угрожала серьёзная опасность. Простые горожане поспешили в церкви, чтобы молить Господа и Царицу Небесную отвести беду. Во время богослужения во Влахернском храме, блаженный Андрей увидел, как над молящимися явилась Богоматерь. Приснодева распростерла над верующими своё покрывало-омофор. И случилось чудо — враги без боя удалились от Константинополя.

В Византийской истории это событие не было прославлено. В богословско-литургическом труде «Слово на Покров» говорится, что князь Андрей Боголюбский искренне изумился этому обстоятельству. «Когда услышал об этом чуде, то подумал: как такое грозное и милосердное видение, более того — надежда наша и заступничество, было без празднества». Он принял решение: «Да не останется без праздника Святой Покров Твой, Преблагая».

Также  в этот день празднуется память преподобного Романа Сладкопевца.

Роман Сладкопевец (конец V века, Константинополь) — византийский гимнограф и композитор, автор песнопений, называемых кондаками, некоторые из которых до сих пор используются в богослужении Православной церкви. Известный библеист С. С. Аверинцев пишет: “Естественность и уверенность, с которой творил преподобный Роман, казались современникам чудом”. В самом деле, это и было чудо, ведь Сама Пресвятая Богородица сообщила ему дар сложения кондаков.

В статье использованы материалы с сайта radiovera.ru