14 августа — Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня.

Православная Церковь сегодня празднует Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня – день, когда совершается особая служба Распятию. В честь этого торжества Животворящий Крест выносится из алтаря на середину храма для чествования молящимися.

История праздника.
Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня был установлен в IX веке в Константинополе: каждый год часть Животворящего Креста, который хранился в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм Святой Софии и освящали воду для исцеления болезней. Первый день августа был выбран именно потому, что в этом самом жарком месяце особенно распространялись болезни, люди же прикладывались ко Кресту, на котором был распят Христос, пили освященную им воду и получали долгожданное здоровье.

Так же в этот день отмечается ещё два праздника

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице

В день, когда Русская Православная Церковь празднует Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня (Медовый Спас), совершается так же празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Это древнейший воинский праздник. В летописях говорится, что праздник установлен «худым и грешным рабом Божиим Андреем, князем, сыном Георгиевым, внуком Мономаховым именем Владимира, царя и князя Руси» в честь его победы над волжскими булгарами в 1164 г.
Летом 1164 года святой князь Андрей Боголюбский взял с собой в поход против болгарского войска икону Божией Матери «Владимирскую» и Спаса Нерукотворного.
Церковь вспоминает чудеса и знамения, которые происходили от образов Спасителя, Божией Матери и Честнаго Креста Господня.
Образ Спасителя с древнейших времён на Руси являлся знаменем, под которым русское воинство защищало свою землю.
Андрей Боголюбский одержал победу над Волжской Булгарией под этим древнейшим символом. С тех пор стяг стал боевым знаменем русского воинства, фактически первым общенациональным и государственным символом.

Ещё в этот день отмечается память о святых Ветхозаветных мучениках Маккавейских, которые силой веры преодолели соблазн вероотступничества и, претерпев кратковременное мучение, сподобились спасения и вечной блаженной жизни в Царствии Божьем.

Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар пострадали в 166 году до н. э. от сирийского царя Антиоха Эпифана. Антиох Эпифан, проводя политику эллинизации населения, ввёл в Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.

Девяностолетний старец — законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твёрдостью пошёл на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара: семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они, бесстрашно признав себя последователями Бога Истинного, отказались принести жертву языческим богам.

Старший из мальчиков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить его к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Мальчик так же твёрдо перенёс муки, как и его старшие братья.

После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась.

Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил священника Маттафию и его сыновей, которые подняли восстание против Антиоха Епифана, длившееся с 166 по 160 г. до н. э. и, одержав победу, очистили Иерусалимский храм от идолов.

Традиции
Почему же в народе этот праздник называют именно Медовым Спасом? К этому времени поспевает мёд нового сбора и это, конечно, дар Божий, вот почему принято сбор приносить для освящения в храм, благодаря Бога и вкушая мёд уже не просто как лакомство, а как явственное, ощутимое воплощение Божьей благодати, милости к нам, достойным «всякого осуждения и муки». В этот же день по давней традиции совершается малое освящение воды, лекарственных трав и мака.

После освящения меда в этот день угощали им всех желающих и в первую очередь раздавали мед бедным. В старину даже говорили, что «на первый спас и нищий медку попробует».

Тем не менее, нужно помнить, что освящение меда в этот день — это всего лишь благочестивая традиция. Подобные традиции (как, например, освящение яблок на праздник Преображения Господня) вполне естественны для сознания православного человека. Земля и все живущее на ней производят плоды по промыслу Божию, а человек, принимающий участие в производстве этих плодов, в знак благодарения Богу за помощь в этом деле приносил первые выращенные плоды в храм.

Поэтому сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается православной Церковью в этот день.

Так же с сегодняшнего дня начинается Успенский пост, который установлен перед великим праздником Успения Божией Матери.

Продолжительность поста две недели – с 14 по 27 августа.
Пост этот, двухнедельный и строгий, подготавливает нас к празднованию Успения Пречистой Владычицы Богородицы 28 (15) августа.