02 мая — Утреня с чтением 12-ти страстных Евангелий.
Утреня Великой Пятницы — единственная служба, на которой читается максимальное число Евангелий — 12.
Для более ясного понимания читаемых текстов предлагаем вам ознакомиться с их кратким содержанием:
- Ин.13:31-18:1 (Прощальная беседа Спасителя с учениками и Его первосвященническая молитва за них).
- Ин.18:1-28. (Взятие Спасителя в саду Гефсиманском и страдания Его у первосвященника Анны).
- Мф.26:57-75. (Страдания Спасителя у первосвященника Каиафы и отречение Петра).
- Ин.18:28-40,19:1-16. (Страдания Господа на суде у Пилата).
- Мф.27:3-32. (Отчаяние Иуды, новые страдания Господа у Пилата и осуждение Его на распятие).
- Мк.15:16-32. (Ведение Господа на Голгофу и Его крестные страдания).
- Мф.27:34-54. (Продолжение повествования о крестных страданиях Господа, чудесные знамения, сопровождавшие Его смерть).
- Лк.23:32-49. (Молитва Спасителя на Кресте за врагов и раскаяние благоразумного разбойника).
- Ин.19:25-37. (Слова Спасителя с креста к Богородице и апостолу Иоанну и повторение сказания об Его смерти и прободении).
- Мк.15:43-47. (Снятие тела Господа с Креста).
- Ин.19:38-42. (Участие Никодима и Иосифа в погребении Спасителя).
- Мф.27:62-66. (Приставление стражи к гробу Спасителя и запечатание гроба).
Все Евангелия повествуют о последних днях земной жизни Спасителя и расположены в хронологической последовательности с некоторыми повторениями и уточнениями от разных евангелистов.
После каждого чтения Евангелия соответственно ударяют в колокол.
В промежутках между Евангелиями поются антифоны, которые выражают негодование по поводу предательства Иуды, беззакония иудейских начальников и духовной слепоты толпы. «Какая причина сделала тебя, Иуда, предателем Спасителя? – говорится здесь. – От лика ли апостольского Он тебя отлучил? Или дара исцелений тебя лишил? Или совершая Вечерю с остальными, тебя к трапезе не допустил? Или других ноги умыл, а твои презрел? О, скольких благ ты, неблагодарный, удостоился.»
И далее как бы от лица Господа хор обращается к древним иудеям:
«Люди Мои, что сделал Я вам или чем обидел вас? Слепцам вашим открыл зрение, прокаженных очистил, человека на одре восставил. Люди мои, что Я сотворил вам и что вы Мне воздали: за манну – желчь, за воду [в пустыне] – уксус, вместо любви ко Мне ко кресту пригвоздили Меня; не буду терпеть вас более, призову Мои народы, и они Меня прославят со Отцом и Духом, и Я дарую им жизнь вечную.»
После шестого Евангелия и чтения «блаженных» с тропарями следует канон трипеснец, передающий в сжатой форме последние часы пребывания Спасителя с апостолами, отречение Петра и муки Господа и поется трижды светилен.
Примечательно, что первое Евангелие является самым продолжительным, далее размер текста будет убывать до самого маленького — двеннадцатого.
По традиции в храмах во время чтения Страстных Евангелий царит полумрак, а верующие стоят с зажженными свечами. Собравшихся как бы окружает тьма Гефсиманской ночи, а после каждого отрывка из Евангелия звучит траурный удар колокола.
В первые века христианства верующие из Иерусалима и окрестностей в этот день читали Евангелие прямо на месте событий: на Елеонской горе, где молился Христос, в Гефсимании, где Его схватили стражники, и на Голгофе, где Он был распят.
Утреня с чтением 12-ти Евангелий — это служба, которую можно было бы назвать «Моление в Гефсимании», так как выходим на середину храма, точно в Элеонский сад.
Читаем Двенадцать Страстных Евангелий, вспоминая как Христа схватили, судили, убили.
После службы Двенадцати Евангелий «страстной огонь» бережно несут в закрытых светильниках домой и изображают им знак креста на дверных косяках. Этот огонь сберегается в лампадах до Пасхи, в день которой ему на смену приносят из храмов другой огонь – благодатный. Он чудесным образом сходит в великую Субботу в храме Гроба Господня в Иерусалиме – и затем развозится самолетами в самые дальние уголки планеты, где живут христиане.