04 декабря — Введение (Вход) во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Сегодня в нашем храме были отслужены две Божественные Литургии, посвященные празднику «Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии».
Сегодня святая Церковь празднует торжественное Введение во храм Иерусалимский трехлетней Отроковицы Марии – благословенной дщери праведных родителей Иоакима и Анны – для воспитания Господу.
Захария – старец первосвященник – священнолепно встретил Ее, сопровождаемую юными девами и ввел Ее по внушению Духа Божия в самую внутреннюю часть храма, в Святая Святых, куда один раз в год входил сам первосвященник и где обитал Сам Святый святых Господь, ибо Она имела быть Матерью Его по плоти.
В чем проводила время преблагословенная Дева во храме? Наученная Самим Духом Святым через посредство дев письменам еврейским и молитве, Она провождала время в молитве, чтении слова Божия, как это вы видите на иконе Благовещения, в богомыслии и рукоделии. Любовь Ее к собеседованию с Богом и к чтению слова Божия была так велика, что она забывала о пище и питье, и архангел по повелению Божию приносил Ей небесную пищу, как воспевает Церковь в стихирах своих на нынешний праздник.
Какой прекрасный пример для отцов и матерей и их детей, для дев и юношей христианских! И они обязаны, как последователи Господа Иисуса Христа, как рабы Небесной Царицы Богородицы и Начальницы мысленного наздания – Церкви, к которой они принадлежат, подражать по силе своей Ее горячей любви к Богу, Ее усердию к чтению слова Божия, к молитве, богомыслию, воздержанию, трудолюбию!
Если мы не хотим напрасно называться духовными членами Церкви Христовой, этого святого Дома Божия, коего Царица и Мать есть Пресвятая Дева Богородица, то и в нас должно мудрствоваться то же, что и в Ней – Царице-Матери.
Предадим должному презрению плотские наслаждения, которые служат приманкой против души и скоро проходят. Возжелаем дарований духовных, как нетленно пребывающих. Отвлечем свой разум и свое внимание от житейских попечений и возвысим его в Небесные глубины — в то Святое Святых, где обитает ныне Богородица.
Ибо таким образом и наши песнопения и молитвы с Богоугодным дерзновением и пользой будут доходить до Нее, и мы благодаря Ее предстательству, вместе с настоящими благами соделаемся наследниками будущих, нескончаемых благ, благодатью и человеколюбием нас ради родившегося от Нее Господа нашего Иисуса Христа, Ему же подобает слава, держава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и с Вечным и Животворящим Его Духом ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Тропарь праздника:
Днесь благоволе́ния Бо́жия предображе́ние,/ и челове́ков спасе́ния пропове́дание,/ в хра́ме Бо́жии я́сно Де́ва явля́ется,/ и Христа́ всем предвозвеща́ет./ Той и мы велегла́сно возопии́м:// ра́дуйся смотре́ния Зижди́телева исполне́ние.
Перевод: В сей день – предзнаменование Божия благоволения и спасения людей предвестие: в храме Божием Дева открыто является и Христа всем предвозвещает. Ей и мы громогласно воззовем: «Радуйся, предначертанного Создателем исполнение!»
Постараемся осмыслить и понять тропарь (который очень желательно если не заучить, то хотя бы освоить самое простое пение его в дни праздника).
Днесь — в этот самый день, при котором мы духовно присутствуем, в этот день не столько земной, сколько в вечности сохраняемый.
Благоволе́ния Божия предображе́ние. Итак, в этот день происходит предображение, предварительный образ, предзнаменование великого дела благой Божией воли, которое должно совершиться. Есть слово «прообраз» — событие или явление, которое в то же время является пророческим образом явления Божия блага в будущем. Так, Ковчег Завета был как раз прообразом Богородицы, вместившей Бога. А событие Введения во храм — это не прообраз, а предображение: видимым образом входит в храм Та, которая совсем скоро станет сама Храмом Божества.
И челове́ков спасения пропове́дание — скорее предвестие, чем «проповедь» в нашем обычном понимании (слово производно от «ведети» — знать, ведать). Или же извещение: знайте, люди! Ваше спасение близко!
В хра́ме Божии ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает. Является ясно — открыто, и пред-возвещает (вот и «проповедание!).
Той и мы велегла́сно возопии́м — великим гласом, громко! Так и до́лжно петь тропарь и воспевать Божие величие!
Ра́дуйся, смотре́ния Зижди́телева исполне́ние. Когда родилась Пречистая Дева Мария, и маленькой девочкой была Она отдана в храм — это было началом исполнения, то есть совершения и полноты, действия Божьего Промысла (Зижди́телева смотре́ния), исполнением Божественного замысла о воплощении, проповеди, Крестной смерти и Воскресении Христа, Сына Божия. Зиждитель — Создатель — предусмотрел всё бытие мира от самого его создания, Его смотрение — ви́дение, творческая мысль — и составляет историю нашего спасения.
А «радуйся», так хорошо знакомое нам по акафистам — это одновременно и традиционное приветствие греческого языка (как наше «здравствуйте»), и пожелание благодати, радости.