27 апреля — Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы. Антипасха. 

Антипасха – самое древнее название (появилось в VI веке), которое отражает раннюю традицию восприятия этого дня как отдания Пасхи. Этот праздник уже в IV веке воспринимался как день, когда завершаются пасхальные торжества, о чем говорил блаженный Августин, называя Антипасху «октавой Пасхи» (впоследствии термин «октава» в западной литургической терминологии стал техническим термином, обозначающим отдание праздника).

В древней иерусалимской традиции в этот день богослужение совершалось во многих чертах по тому же чину, что и в сам день Пасхи. В этот день совершались обряды, которые были завершением Крещения оглашенных, совершавшегося в Великую Субботу: новокрещенные снимали белые одежды, омывали голову (всю Светлую седмицу голову не мыли, носили особый кукуль, чтобы сохранить помазание миром, которое наносили только на лоб).

Название «Неделя о Фоме» или «Фомина» («Фомино воскресенье») появилось после IX века и связано с изменением основного акцента в богослужении.

В православной традиции Фомино воскресенье посвящено воспоминанию явления Христа апостолу Фоме на восьмой день после воскресения. Когда Христос явился апостолам, апостола Фомы среди них не было, поэтому, услышав радостную весть, он не поверил в ее истинность. Через неделю он встретился с воскресшим Спасителем, но опять усомнился, тогда Христос показал ему свои раны и предложил ощупать их. Только после этого Фома уверовал в воскресение и признал в Христе распятого Учителя.

На этом, восьмом дне, заканчивается Светлая седмица: последний раз служится литургия по праздничному пасхальному чину, закрываются царские врата.

Также по Уставу эта неделя еще именуется «Новой неделей». Дело в том, что в воскресенье Новой недели Церковь вспоминает человека, для которого в каком-то смысле Пасха наступила на неделю позже других апостолов: мы вспоминаем апостола Фому.

На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и показал Свои раны. «Господь мой и Бог мой!» – воскликнул святой апостол (Ин.20,28).

«Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким».

Начиная с Недели о Фоме в православной Церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение Таинства Венчания. На Руси именно на этот день – Красную горку, приходилось больше всего свадеб, устаивались гуляния, сватовства, молодежь надевала самые яркие свои наряды (возможно, именно поэтому день носит название Красной горки).

Итак, Неделя 2-я по Пасхе имеет три названия: Антипасха, Неделя о Фоме, Неделя Новая.

Каждое из этих названий имеет особый смысл и отражает определенный этап в истории празднования Пасхи.

Самое древнее название — Антипасха. Еще в IV в. воскресенье после Пасхи было днем завершения пасхальных торжеств.

Название «Неделя о Фоме» (Неделя апостола Фомы, Фомино воскресенье) появилось после IX в., когда отдание Пасхи в этот день уже не совершалось.

Наименование «Неделя Новая», употребляемое в богослужебных книгах (Ирмологий, Типикон), объясняется местом этого воскресенья в годичном круге богослужения.

С Недели Антипасхи начинается новый годовой цикл чтения кафизм и последовательность гласов Октоиха.

Также после поздней литургии ученики младшей группы воскресной школы показали спектакль, а учащиеся старшей группы подготовили экскурсию  и рассказали всем желающим об истории нашего храма.